Наиболее частая причина обращения к логопеду – неправильное звукопроизношение. И это вполне объяснимо: недостатки звуковой стороны речи хорошо слышны, проблема лежит на поверхности.
Однако нарушения звукопроизношения – это лишь верхняя, видимая (вернее слышимая) часть айсберга речевых затруднений ребенка. Разобраться в них может только специалист.
Именно специалист может и должен определить, с чем связаны недостатки произношения, каковы их причины. Связаны ли они с недоразвитием фонематического слуха, неврологическими проблемами, анатомическими дефектами… И таких причин очень много.
Ребенок неправильно произносит звуки потому что он их не воспринимает и не различает на слух, или потому что у него мышечная слабость артикуляционного аппарата? Ограничивается ли проблема ребенка неправильным звукопроизношением, или это лишь один из симптомов трудностей усвоения родного языка в целом?
От этого зависит и тактика, и время логопедической работы.
Вот почему нельзя однозначно ответить на часто задаваемый вопрос: Сколько занятий потребуется ребенку, чтобы он чисто говорил?
Это будет зависеть и от причины фонетических трудностей, и от степени их выраженности. Сроки коррекционной работы зависят и от профессионализма специалиста, и от усердия ребенка, и от заинтересованности родителей. На результат также влияют частота и регулярность занятий.
В среднем, весь процесс постановки и автоматизации звука занимает от 3-4 месяцев до полугода. В тяжелых случаях (ринолалия, дизартрия, алалия) он может растянуться на год и более. Как правило, занятия проводятся 2-3 раза в неделю.
На что следует обратить внимание родителям.
Процесс постановки звуков растягивается на срок более 6-ти месяцев.
О том, что у ребенка дизартрия (неврологическая проблема) родителей уведомляют при первичном обследовании речи. О серьезных нарушениях в строении зубочелюстной системы родители также узнают еще до начала логопедических занятий. Часто об этом им сообщает стоматолог-ортодонт. Поэтому если родители не видят результата после полугодового посещения логопеда, следует насторожиться и поискать причину.
Проводится ли на занятиях по коррекции звукопроизношения работа по развитию фонематического слуха?
Обучение ребенка различению речевых звуков входит в обязательную часть логопедического занятия по коррекции звукопроизношения вне зависимости от вида речевой патологии. Очень часто неоправданно долго звуки не вводятся в речь, потому что нарушается технология их постановки. У ребенка нет четкого слухового образа звука, а значит этот звук не принимается в речь.
Есть ли индивидуальная программа работы с ребенком? Понятна ли она родителям?
Любой коррекционной работе предшествует диагностика. Прежде чем приступить к занятиям, логопед тщательно обследует не только звуковую, но и лексико-грамматическую стороны речи. По результатам обследования составляется индивидуальная программа, содержание которой подробно обсуждается с родителями. Таким образом, логопед четко обозначает родителям цель и путь, по которому они вместе будут идти, помогая ребенку научиться правильно произносить звуки.