Правильное произношение звуков и  четкое  проговаривание слов – важные компоненты общей культуры речи. Далеко не все дети могут самостоятельно  научиться произносить все звуки родного языка. Тогда на помощь приходит логопед. К наиболее распространенным нарушениям произносительной стороны речи относятся дислалия и дизартрия.

Дислалия

 Дислалия чаще всего встречается у дошкольников и проявляется в виде отсутствия или искажения того или иного звука/звуков. Если нарушено произношение многих звуков, речь ребенка становится очень неразборчивой, малопонятной для окружающих.

При коррекции дислалии логопед традиционно использует артикуляционную гимнастику: учит ребенка управлять своим артикуляционным аппаратом, помогает ребенку освоить правильную артикуляционную позу для правильного произнесения звука, подбирает специальный материал для закрепления правильного произношения.

К основным причинами возникновения дислалии относятся:

  • Анатомические особенности артикуляционного аппарата. Например, открытый или глубокий прикус, укороченная подъязычная связка, высокое нёбо и мн.др.

В этом случае логопед помогает ребенку найти наиболее подходящую артикуляционную позу для произнесения звука, привлекает внимание ребенка к положению губ, языка, направлению воздушной струи и т.п. В очень редких случаях требуется хирургическая помощь – подрезание уздечки языка или губы.

  • Функциональная незрелость органов артикуляции. Например, мышечная слабость языка или губ, слабая воздушная струя и др.

С помощью артикуляционной гимнастики и специальных упражнений логопед укрепляет мышцы языка, вырабатывает сильную направленную воздушную струю, т.е. помогает ребенку научиться управлять своим артикуляционным аппаратом.

  • Недоразвитие фонематического слуха. Оно проявляется в виде искажений звуков (один звук заменяется на другой фапка вместо шапка…) или взаимозамен звуков ( пусыштая коска вместо пушистая кошка….).

При этой форме дислалии упор делается на развитие фонематического слуха. Очень часто, научившись различать звуки на слух, ребенок сам находит нужную артикуляционную позу, логопеду звук ставить и не приходится.

Дизартрия

Дизартрия относится к более сложным видам нарушений произносительной стороны речи, ибо в этом случае нарушается работа всего речевого аппарата в целом, а не только артикуляции.

Степень выраженности дизартрии разная: от специфических искажений отдельных звуков до полной невозможности произнести речевые звуки (анартрия).

Дизартрия – это нарушение неврологического характера, произносительные трудности обусловлены двигательной патологией органического происхождения. Например, нарушением тонуса языка или парезом мышц мягкого неба.

Речь ребенка с дизартрией воспринимается окружающими очень нечеткой, смазанной, а на бытовом уровне характеризуется как «каша во рту».

Часто (но не всегда) при дизартрии наблюдается неврологическая симпоматика и в других органах. Например,  страдает мелкая моторика кистей и пальцев рук: ребенок с трудом овладевает навыками застегивания пуговиц или завязывания шнурков, присутствует общая моторная неловкость.

Соответственно при коррекции дизартрии спектр логопедических воздействий существенно расширяется. В работу помимо артикуляционной гимнастики включается общий и логопедический массаж, специальная работа над дыханием и голосообразованием, просодической стороной речи и многое другое.

Коррекционная работа при дизартрии более длительная и кропотливая. Успех во многом зависит от мотивированности ребенка, включенности в этот процесс родителей и, безусловно, от квалификации логопеда.