Обучение грамоте дошкольников
Современные дети учатся читать и писать гораздо раньше, чем их сверстники несколько десятилетий назад. Большинство детей знакомятся с грамотой еще до школы. Однако часто в школе выясняется, что многие дети читают неправильно: пропускают или переставляют буквы, неправильно объединяют буквы в слоги (побуквенное чтение), недочитывают окончания слов или читают «по догадке». В результате понять прочитанное ребенок не может. Таких детей приходится переучивать, а это, как известно, еще сложнее, чем учить с нуля.
Вот почему так важно проследить за тем, чтобы первые и самые важные шаги на пути овладения чтением и письмом ребенок совершал под руководством педагогов, которые владеют методикой обучения грамоте и знают особенности этой работы с дошкольниками.
Грамотный специалист уже на ранних этапах сможет определить, правильно или нет у ребенка формируется навык чтения, подскажет родителям на что обратить внимание и как организовать работу, чтобы у ребенка возник интерес к чтению.
Коррекция нарушений чтения и письма
Далеко не все дети могут легко и безболезненно овладеть чтением и письмом. Многим из них требуется специализированная помощь. Чаще всего помощь логопеда.
Нарушения письменной речи -дислексия и дисграфия — проявляются в виде устойчивых специфических ошибок при чтении и письме. Правильно квалифицировать такие ошибки может только специалист.
По характеру этих ошибок логопед определяет вид дислексии или дисграфии и подбирает соответствующий маршрут коррекционной работы.
С помощью специально подобранных диагностических заданий логопед выявляет причину трудностей овладения письменной речью, составляет индивидуальную рабочую программу и проводит коррекционные занятия с такими детьми. В случае необходимости к коррекционной работе привлекаются и другие специалисты. Например, дефектолог, нейропсихолог или кинезиотерапевт.
Развитие чувства языка (интуитивная грамотность)
Письменная речь очень тесно связана с речью устной. Русское письмо – это своего рода «зеркало» звучащей речи. При этом полного соответствия того, что мы произносим и того, что мы записываем, нет. Мы произносим шкаф и пишем шкаф, но мы произносим карова, а пишем корова, мы произносим зделать, а пишем сделать, мы произносим еишница, а пишем яичница……
Правил, которые регулируют правильное написание слов, очень много. Дети начинают их учить уже в начальной школе. Но вот далеко не всегда знание правила гарантирует правильное написание того или иного слова. Можно привести много примеров, когда ребенок выучил правило, но не применяет его на практике. И, наоборот, ребенок интуитивно выбирает правильный вариант написания слова, не забывает выделить предлог, написать с большой буквы и поставить точку в конце предложения задолго до знакомства с этими правилами.
Откуда же берётся эта интуиция, почему не у всех она есть, и можно ли ее развивать?
В первую очередь такой интуицией обладают дети с хорошо развитой устной речью, которых научили правильно читать. Такие дети способны самостоятельно понять основной принцип правописания слов в русском языке: все морфемы или предлоги пишутся одинаково вне зависимости от ударения или позиции (домашний- домушник- дом-придомовой; сбежал, слетел, стащил, сделал, заборчик, помидорчик, диванчик….). Кроме того, правильно сформированный навык чтения позволяет детям сделать нужное обобщение и относительно того, что начало предложения пишется с заглавной буквы, а в конце ставится точка. При чтении они зрительно запоминают это, как и много другое.
Безусловно, навыки интуитивной орфографии можно развивать. Особенно нуждаются в таких занятиях дети с речевой патологией, ибо им трудно без специализированной помощи усвоить язык на системной основе.
На таких занятиях дети выполняют определенные лингводидактические упражнения, участвуют в речевых играх и решают языковые задачи.
Все это помогает детям без заучивания правил овладеть навыками орфографически правильного письма, снимает психологическое напряжение и вызывает интерес к изучению русского языка.
Чистописание и коррекция почерка
Плохой почерк у детей – одна из самых больных тем современной школы. Обучению каллиграфически правильному письму сейчас отводится гораздо меньше времени на уроках, чем несколько десятилетий назад. Объясняется это тем, что сменились приоритеты. Зачем тратить время на выведение букв, когда есть компьютеры и гаджеты? Да и почерк есть проявление индивидуальности. Так ли это?
Можно согласиться с тем, что красота почерка – это субъективная оценка эстетического восприятия написанного, без неё можно обойтись. Но вот чёткий и читаемый почерк – необходимое, хотя и недостаточное условие формирования навыка письма.
Не овладев техникой правильного написания букв, их соединений ребенок с большим трудом пишет диктанты, не может выразить на письме свою мысль. Все это негативно отражается как на оценках в тетради, так и на психологичеком состоянии ученика: ребенок расстраивается, отказывается выполнять задания, у него падает интерес к учебе.
На занятиях по чистописанию мы:
- Учим ребенка сохранять правильную осанку и правильно держать ручку
- Отрабатываем базовые графо-моторные навыки, необходимые для правильного написания букв
- Помогаем ребенку освоить правильное написание букв и технику их соединения
- Учим ребенка навыкам диктовки при письме
- Воспитываем усидчивость, аккуратность, внимательность