Появление первых слов– один из наиболее значимых этапов в речевом развитии ребенка. Внимательные и чуткие родители с нетерпением ждут, когда малыш начнет говорить.
Все дети по-разному проходят этот этап. У одних слова в лексиконе накапливаются равномерно и без особых усилий объединяются в простые предложения. В речи других наблюдаются скачки: то бурный прирост новых слов, то период затишья.
В первых словах малыша, как в зеркале, отображается ситуация реальной жизни. Знакомясь с вещами, ребенок запоминает их названия – киса, стол, шапка, дом… Наблюдая за динамикой мира он учится обозначать словами действия –спать, кушать, летит… Постепенно ребенок начинает выделять также признаки предметов или действий. В его речи появляются слова хороший, большой, горячий, далеко….
Наличие того или иного слова в речи еще не гарантирует понимания его значения. Часто обнаруживается, что у малыша установилась неправильная связь между предметом, или действием и словами, которые закреплены за ними в языке. Например, вместо слова коньки ребенок употребляет слово ботинки, вместо слова фонтан произносит душ, вместо рубить говорит резать, а вместо забивать (гвоздь) – стучать.
Это свидетельствует о том, что ребенок не смог выделить существенные признаки, отличающие один предмет или действие от другого, слово в его сознании ассоциируется с той ситуацией, где эти предметы встречаются.
Задача взрослых в этот период – помочь малышу не только накопить слова, но и упорядочить их, систематизировать. Очень важно не только правильно называть предмет, но также объяснять и показывать на практике, для чего он нужен, где используется.
Кастрюля нужна, чтобы варить, а сковорода, чтобы жарить.
Суп едят ложкой. Половник нужен, чтобы суп наливать.
Не менее важно учить ребенка выделять существенные признаки, отличающие один предмет или действие от другого: пилить-рубить, шить-вязать, поливать-наливать….