Главный показатель хорошо развитой устной речи – это умение быстро и точно в словесной форме передать свою мысль собеседнику. Это умение зависит прежде всего от полноценности словарного запаса и навыков построения грамматически правильных предложений. Хорошо развитая устная речь позволяет человеку решать множество социальных задач в различных ситуациях общения: от бытовых до учебных.
При недоразвитии устной речи наблюдается дефицит лексических и грамматических средств языка, часто страдает и звуковая сторона речи. Такие дети долго не могут усвоить правильные названия многих предметов и действий, путают слова (лампа вместо фонарь; бьёт ковер вместо выбивает ковер, гладит тесто вместо раскатывает тесто….), с большим трудом вспоминают нужные слова, чтобы выразить свою мысль, а при построении предложений допускают большое количество грамматических ошибок. Как правило, страдает и фонетическая сторона речи: ребенок неправильно произносит звуки или взаимозаменяет их (пусыштая коска вместо пушистая кошка; сапля вместо цапля….), недоговаривает окончания слов, искажает, пропускает и/или переставляет звуки слоги (балба вместо баобаб; сивипед вместо велосипед….).
Работа с такими детьми начинается с речевой диагностики. Использование современных компьтерных технологий позволяет логопеду получить объективные данные как о состоянии речи ребенка в целом (определить уровень речевого развития), так и отдельных её компонентов: словарный запас, грамматические или фонетико-фонологическая навыки.
Данные диагностики позволяют с высокой долей вероятности выявить основную причину, «первоисточник» речеязыковых трудностей ребенка и обоснованно составить программу коррекции.
Достаточно часто (но не всегда) причиной речеязыковых трудностей у детей является нарушение фонематического слуха: способности различать на слух речевые звуки. Особое значение имеет различение тех звуков, которые выполняют функцию смыслоразличения. Наприме, С-З: коза-коса; С-Ш: мишка-миска; твёрдые и мягкие согласные: угол-уголь; банка-банька…..). Недостатки фонематического слуха затрудняют и освоение грамматики. Ребенок не улавливает предлоги, «не слышит» окончания слов. Все это приводит к характерным лексико-грамматическим и фонетическим ошибкам: Кошка прыгает стул вместо Кошка спрыгивает со стула; Папа башая сипивед вместо У папы большой велосипед и т.п.
Недоразвитие устной речи может быть обусловлено и многими другими факторами. Например, неблагоприятной социальной средой (когда по каким-либо причинам ребенок лишен полноценного общения); недостатками в когнитивной сфере (например, при ЗПР или умственной отсталости), сенсорными нарушениями (например, глухие или слабослышащие дети). Устная речь может сильно страдать и при серьёзных нарушениях коммуникации: например, при расстройствах аутистического спектра (РАС).
По результатам речевой диагностики логопед составляет индивидуальную коррекционно-развивающую программу для каждого ребенка, где прописывается маршрут логопедического сопровождения на весь курс и на каждый месяц.
В процессе коррекционной работы проводятся промежуточные тестирования на предмет сформированности тех или иных речеязыковых навыков, вносятся необходимые изменения в программу.
Особенности программы:
- Работа над формированием речеязыковых навыков происходит только на практической основе;
- Усвоение грамматических норм языка происходит одновременно с формированием полноценного словарного запаса;
- Развивая речь, мы идем от реалий окружающего мира: помогаем ребенку освоить язык как инструмент для решения своих жизненных задач;
- Коммуникативная направленность занятий способствует психологически свободному общению с другими людьми;
- Занятия проводятся индивидуально или в небольших специально подобранных группах;
- Регулярный мониторинг уровня речевого развития с использованием объективных методов.
В структуру занятий входит:
- развитие фонематического слуха
- уточнение правильного произношения
- расширение и систематизация словарного запаса
- отработка грамматических навыков
- развитие связной речи
- коммуникативные игры