Главный показатель хорошо развитой устной речи – это умение быстро и точно в словесной форме передать свою мысль собеседнику. Это умение зависит прежде всего от полноценности словарного запаса и навыков построения грамматически правильных предложений. Хорошо развитая устная речь позволяет человеку решать множество социальных задач в различных ситуациях общения: от бытовых до учебных.

При недоразвитии устной речи наблюдается дефицит лексических и грамматических  средств языка, часто страдает и звуковая сторона речи. Такие дети долго не могут усвоить правильные  названия многих предметов и действий, путают слова (лампа вместо фонарь; бьёт ковер вместо выбивает ковер, гладит тесто вместо раскатывает тесто….), с большим трудом вспоминают нужные слова, чтобы выразить свою мысль, а при построении предложений допускают большое количество грамматических ошибок. Как правило, страдает и фонетическая сторона речи: ребенок неправильно произносит звуки или взаимозаменяет их  (пусыштая коска вместо пушистая кошка; сапля вместо цапля….), недоговаривает окончания слов, искажает, пропускает и/или переставляет звуки слоги (балба вместо баобаб; сивипед вместо велосипед….).

Работа с такими детьми начинается с речевой диагностики. Использование современных компьтерных технологий позволяет логопеду получить объективные данные как о состоянии речи ребенка в целом (определить уровень речевого развития), так и отдельных её компонентов: словарный запас, грамматические или фонетико-фонологическая навыки.

Данные диагностики позволяют с высокой долей вероятности выявить основную причину, «первоисточник» речеязыковых трудностей ребенка и обоснованно составить программу коррекции.

Достаточно часто (но не всегда) причиной речеязыковых трудностей у детей является нарушение фонематического слуха: способности различать на слух речевые звуки. Особое значение имеет различение тех звуков, которые выполняют функцию смыслоразличения. Наприме, С-З: коза-коса; С-Ш: мишка-миска; твёрдые и мягкие согласные: угол-уголь; банка-банька…..). Недостатки фонематического слуха затрудняют и освоение грамматики. Ребенок не улавливает предлоги, «не слышит» окончания слов. Все это приводит к характерным лексико-грамматическим и фонетическим ошибкам: Кошка прыгает стул вместо  Кошка спрыгивает со стула; Папа башая сипивед  вместо У папы большой велосипед и т.п.

Недоразвитие устной речи может быть обусловлено и многими другими факторами. Например, неблагоприятной социальной средой (когда по каким-либо причинам ребенок лишен полноценного общения); недостатками в когнитивной сфере (например, при ЗПР или умственной отсталости), сенсорными нарушениями (например, глухие или слабослышащие дети). Устная речь может сильно страдать и при серьёзных нарушениях коммуникации: например, при расстройствах аутистического спектра (РАС).

По результатам речевой диагностики логопед составляет индивидуальную коррекционно-развивающую программу для каждого ребенка, где прописывается маршрут логопедического сопровождения на весь курс и на каждый месяц.

В процессе коррекционной работы проводятся промежуточные тестирования на предмет сформированности тех или иных речеязыковых навыков, вносятся необходимые изменения в программу.

Особенности программы:

  • Работа над формированием речеязыковых навыков происходит только на практической основе;
  • Усвоение грамматических норм языка происходит одновременно с формированием полноценного словарного запаса;
  • Развивая речь, мы идем от реалий окружающего мира: помогаем ребенку освоить язык как инструмент для решения своих жизненных задач; 
  • Коммуникативная направленность занятий способствует  психологически свободному общению с другими людьми;
  • Занятия проводятся индивидуально или в небольших специально подобранных группах;
  • Регулярный мониторинг уровня речевого развития с использованием объективных методов.

В структуру занятий входит:

  • развитие фонематического слуха
  • уточнение правильного произношения
  • расширение и систематизация словарного запаса
  • отработка грамматических навыков
  • развитие связной речи
  • коммуникативные игры