Детская речь неизменно ассоциируется у нас с чем-то милым, трогательно-забавным. И действительно, так интересно наблюдать за ребенком, который, пытаясь повторять за взрослыми, смешно коверкает слова: переставляет слоги или не выговаривает звуки гебемот (бегемот), пачилина (Чиполлино) или: тититики (кирпичики).
Мы понимаем, что, когда ребенок подрастет, это исчезнет. Он научится правильно произносить слова. Но это только в том случае, если неправильное звукопроизношение обусловлено лишь естественной физиологической незрелостью детского организма. Например, трехлетнему ребенку не удается произнести звук Р, потому что его речевой аппарат еще не созрел для произнесения столь сложного по артикуляции звука. При этом сам звук в речи окружающих он слышит, отличает его от других звуков.
Намного чаще неправильное звукопроизношение наблюдается у детей с недоразвитием фонематического слуха.
Что же такое фонематический слух?
Фонематический слух – это способность различать на слух звуки (фонемы) того языка, на котором происходит общение. Особенно важно различать те звуки, которые выполняют функцию различения смысла. В русском языке это, прежде всего, гласные, твердые-мягкие и глухие-звонкие согласные. Сравните: дом-дым, стол-стул, коза-коса, угол-уголь…
В норме фонематический слух на непроизвольном уровне формируется у ребенка очень рано: приблизительно к 1году 10 мес. Именно к этому возрасту ребенок уже не путает слова типа дом-дым, папа-мама или зуб-суп, мишка-мышка…. Услышав слово, правильно показывает соответствующую картинку или предмет. Однако повторить за взрослым цепочки таких слогов, как па-ба-па, са-ша-са или произнести фонетически сложные слова велосипедист, аквариум, баобаб он пока еще не может. Способность различать все звуки родного языка и правильно их воспроизводить сформируется приблизительно к 4-5 годам.
Трудности различения звуков проявляются достаточно рано. Яркий признак недоразвития фонематического слуха – дефекты произношения слов. Ребенок искажает звуки, пропускает или переставляет слоги, не может внятно и членораздельно произнести предложение.
Очевидно, что без помощи взрослых здесь не обойтись. И чем раньше мы начнем помогать ребенку различать звуки, тем более успешно он овладеет родным языком. Фонематический слух необходим для понимания значений слов (угол-уголь, зуб-суп, бочка-точка), а значит и для развития лексикона. Фонематический слух очень важен и для усвоения грамматики: он помогает детям услышать как меняются или добавляются окончания слов, суффиксы или приставки Петя подарил Лене книгу. Пете подарила Лена книгу.; сахар-сахарница, прибежал-убежал-выбежал…
Неоспорима роль фонематического слуха и в овладении грамотой. Дети с недоразвитием фонематического слуха долго не могут научиться читать и писать, испытывают трудности в усвоении орфографии, допускают большое количество ошибок в диктантах, изложениях, сочинениях.
Когда, в каком возрасте следует обращаться к логопеду, если ребенок неправильно выговаривает звуки или коверкает слова?
Конечно, чем раньше – тем лучше. В три года уже можно понять, нужно ли оказывать ребенку специальную логопедическую помощь: развивать фонематический слух или помогать осваивать правильное звукопроизношение. Вплоть до четырех лет многие звуки удается поставить «по подражанию», т.е. с минимальными усилиями как со стороны логопеда, так и со стороны самого ребенка. Достаточно лишь привлечь внимание малыша к артикуляции и акустике нужного звука, показать нужное упражнение. В пять лет и позже для постановки и автоматизации звуков приходится прилагать значительно больше усилий.
Идти или не идти к логопеду – каждый родитель решает сам. Но если Вы все же решили идти, то лучше это сделать заранее, и в тот период, когда ребенок наиболее «чувствителен» к принятию логопедической помощи.