- В первую очередь к логопеду обращаются с детьми, которые не выговаривают звуки и коверкают слова. Родители и педагоги жалуются на то, что речь ребенка неразборчива, он не может полноценно общаться со своими сверстниками, ему трудно учиться и взаимодействовать с другими людьми.
- Достаточно часто к логопеду приходят родители с неговорящими или почти неговорящими детьми. Ребенку 3 или 4 года, а он молчит или говорит на своем «птичьем языке». Многие из таких детей отличаются вспыльчивостью, повышенной ранимостью, а иногда и немотивированной агрессивностью.
- Нередкими в настоящее время стали обращения по поводу трудностей школьного обучения. Ребенок не может научиться читать и писать, или плохо читает и пишет с огромным количеством ошибок. Он не может выразить свою мысль ни в устной, ни в письменной форме, а школьная неуспешность вызывает у него много психологических проблем.
Очень часто (но далеко не всегда) причины речевых, а точнее, речеязыковых трудностей обусловлены недоразвитием фонематического слуха — способности различать звуки того языка, на котором происходит общение. Так, например, для русского языка важно уметь различать глухие и звонкие (п-б, с-з…), твёрдые и мягкие (т-ть, н-нь…) согласные. Эти звуки выполняют смыслоразличительную функцию коза-коса пар-бар; угол-уголь, банка- банька...
Вот почему на логопедических занятиях развитию фонематического слуха уделяется особое внимание.