КОГДА и КАК учить детей читать?

You are currently viewing КОГДА и КАК учить детей читать?

Современные дети, как правило, приходят в школу уже читающими. Об этом заранее позаботились их образованные родители. Да и графическая среда, которая окружает детей сегодня, стимулирует детей к  более раннему чтению. Яркие рекламные плакаты, неоновые вывески, компьютерные игры – все это заставляет ребенка еще задолго до школы обратить внимание на буквенные символы.

Однако, как показывает школьная практика, очень часто  навыки чтения у детей формируются неправильно. Многие дети читают «по догадке», пропускают или переставляют буквы, «проглатывают» окончания слов, не видят границ предложения, демонстрируют побуквенное чтение….  Таких детей приходится переучивать, потому что неправильная техника чтения не позволяет ребенку понять, что он прочитал.

Причины этого негативного явления в большинстве случаев лежат на поверхности. Из бесед с родителями выясняется, что первые, самые важные и ответственные шаги на этом пути ребенок совершал под руководством непрофессионалов. Читать малыша учили мамы, бабушки, дедушки, знакомые или непроверенные специалисты. Учили, как могли, часто начиная с заучивания алфавитных названий букв «бэ», «эм», «ша» и т.д.  Пытаясь прочитать слово сумка, ребенок произносит «эс, у, эм, ка, а». О каком понимании прочитанного  тут приходится говорить?

Не редкими оказываются ситуации, когда дошкольников учат читать по школьным букварям или некачественным пособиям. И вместо выработки правильного алгоритма чтения, малыша нагружают теоретическими сведениями из области фонетики, заставляют выполнять сложные умственные действия со схемами слов, оперировать понятиями «слог», «звук», «буква», и самое ужасное – транскрибировать слова, в том числе слова с йотированными гласными – яма, юбка, клён…

Такие методические просчеты часто приводят к печальным и далеко идущим последствиям. Ребенок дезориентирован в звуковой структуре слова. Каждый раз ему приходится припоминать, как правильно прочитать то или иное слово. Ошибки в чтении типа йаблоко вместо яблоко, Володья вместо Володя  — закономерный результат неправильного обучения. Эти же ошибки потом наблюдаются и в письме.

А ведь обучение чтению на русском языке – достаточно простая дидактическая процедура. Русское звуко-буквенное письмо характеризуется  почти полным соответствием между буквой и звуком, который она обозначает. Запомнить это не так уж   сложно. Тем более, что в графическом плане буквы русского алфавита достаточно просты, особенно их печатные варианты.

Основная трудность, которую нужно преодолеть, это научиться правильно читать/т.е. слитно произносить  так называемый  слог-слияние: согласный +гласный – МА, ТИ, ЛЮ….и т.п., иначе получится то самое побуквенное чтение.

Достигается это путем практических упражнений после отработки чтения гласных А,О,У,Ы и обратных слогов типа АМ, ИТ, ОК….

Особого внимания требует введение в материал для чтения букв Е, Ё, Ю, Я. Знакомство с этими буквами должно происходить на самых последних этапах формирования первоначальных навыков чтения. Фонетические особенности звуков, которые обозначаются этими буквами, предопределяют иной алгоритм чтения, это своего рода исключение из общего правила. И это уже давно опытным путем было установлено классиками отечественной букваристики  К.Д.Ушинским, Л.Н.Толстым и их талантливыми последователями.

В словах, где буквы Е, Ё, Ю, Я встречаются в начале слова, или после гласных а, о, у, и, звук j находится в сильной позиции, он очень четко звучит, что, собственно, и провоцирует детей на ошибки типа йубка (юбка), Варьйа (Варя)…

Избежать этого легко. Нужно предлагать для чтения эти буквы в позиции после согласного. К этому моменту общий алгоритм чтения должен быть уже сформирован, и поэтому ребенку достаточно лишь дать правильный образец чтения слогов и слов с этими буквами.

Определенную трудность у детей вызывает и чтение слов с буквами «мягкий знак» и «твердый знак». Сначала ребенка знакомят с мягким знаком, где он выступает как показатель мягкости предыдущего согласного. 

Чтение слов с разделительными мягким и твердым знаком – самый последний, завершающий этап формирования первоначальных навыков чтения. Знакомство с ними происходит после отработки чтения слов с буквами Е,Ё,Ю,Я. 

Соблюдение этих нехитрых правил позволяет за достаточно короткие сроки и без особых усилий научить ребенка читать  и писать правильно.

Вот примеры диктантов, написанных  детьми дошкольного возраста, которых обучали читать и писать (печатными буквами) без транскрипций и сложных схем фонемного анализа слов. (Курс обучения 54 урока)

Для сравнения диктанты, написанные детьми этого же возраста, которых учили транскрибировать слова и вводили буквы Е, Ё, Ю, Я на ранних этапах обучения грамоте.

Обучение проводилось  в течение 6- ти месяцев в подготовительных группах логопедического детского сада.

Анализ научной литературы и практический опыт показывают, что чтение в дошкольный период вовсе не является преждевременным, – ребенок начинает постигать грамоту именно в том возрасте, когда это естественно и необходимо. Пятилетние дети демонстрируют повышенный интерес к звуковой структуре слова, именно к этому возрасту у большинства детей формируется способность к осознанному синтезированию букв в слоги и затем в слова (запоминание букв и начертаний слов происходит гораздо раньше).

Очень важно с самого начала научить ребенка правильно читать и писать. Правильно сформированная техника чтения позволяет ребенку быстро перейти к чтению смысловому, вызывая у ребенка уверенность в себе  и интерес к книге, закладывает основы орфографически грамотного письма.

Ольга Безрукова

кандидат педагогических наук, доцент, логопед высшей квалификационной категории

Добавить комментарий